Домой Новости шоу бизнеса Сергей Степанченко: «Жена обеспечивает плавучесть семейного судна»

Сергей Степанченко: «Жена обеспечивает плавучесть семейного судна»

72
0

«Вся семья ходит на мои премьеры, а самый благодарный зритель — фокстерьер Митя. Он относится к моему творчеству серьезнее, чем остальные», — уверяет актер.

Сергей Степанченко: «Жена обеспечивает плавучесть семейного судна»

– Сергей Юрьевич, в наступившем году будет 35 лет, как вы служите в «Ленкоме», который теперь «Ленком Марка Захарова». Какое впечатление на вас произвели легенды театра — Леонов, Абдулов, Янковский, когда вы туда только пришли? Чему вы у них научились?

– Многие из них были властителями душ человеческих. И простыми трудягами, которые много и изнурительно работают. И то, что они оказались не баловнями судьбы, которым все сверху падает, а людьми, которые все делали и делают сами, вызывает огромное уважение. Мы многому научились у них. В большой степени то, что в каждом из нас есть позитивного в смысле творчества, пришло из наблюдений за этими людьми.

– Талант разве не помогал им трудиться меньше?

– Я таких не знаю. Почти все являли собой пример для подражания своей самоотдачей, отсутствием лени и какой-то беспощадностью к себе. Они брали колоссальные объемы съемок и концертов помимо спектаклей. И случалось так, что человек дарил чрезмерно много радости людям. Можно было бы и пощадить себя, сбавить обороты, но они не сбавляли, к сожалению, и происходили довольно печальные результаты этого. Работали не как тлеющий уголек, а как могучее пламя. Полыхали так, что, как поется в песне «Костер» группы «Машина времени», «в этот час стало всем теплей».

– Вы про эмоциональное выгорание?

– Прежде всего про физическую усталость. Такой режим требовал больших сил. Это тяжело — сыграть спектакль, сесть на поезд и уехать куда-то на вечерний концерт или на ночную съемку, потом вернуться в театр на репетицию. Выстраивались дела так, что многие так и жили в поездах и самолетах.

– Наблюдая за вашими передвижениями, понимаю, вы и сейчас так живете. Может, стоит поберечься?

– Спасибо, постараюсь.

Сергей Степанченко: «Жена обеспечивает плавучесть семейного судна»

живи и дай жить другим

– Вы недавно летали на кинофестиваль в Владивосток. Как вас там принимают, особенно тепло?

– В родных местах всегда так.

– Как поживает другой ваш город — Сызрань Самарской области, где вы начинали служить в театре?

– Там я не был уже лет 30, а та Сызрань, которую я помню, замечательная. Я очень любил этот маленький волжский город с отличной архитектурой и высококультурным населением. Как только появится возможность, обязательно там побываю.

– Существует ли еще то кафе, в котором вы познакомились с супругой, когда она отмечала чей-то день рождения?

– Нет, не существует.

– Как поживают ваши самые близкие?

– Внучка Соня мечтает стать врачом, пошла в специальный класс, выбрав себе медицинский путь. Сын Юра получает непростую инженерную специальность. Учится в РГУ нефти и газа имени Губкина. По-моему, успешно. Мне нравится напор, с которым он приобретает свою профессию. Он не боится физического труда, стремится к нему, что нравится мне и окружающим. Очень целеустремленный человек. Минувшим летом прошел практику на буровой, где работал помощником мастера. Дочка Катя работает юристом. Ее муж Алексей — врач-стоматолог. Жена посвятила себя всем нам и занимается обеспечением плавучести нашего семейного судна.

– Есть ли у вас семейные традиции?

– Как и у всех: есть повод — собираемся, нет — каждый существует автономно в режиме, который ему удобен, никого не ломая и ни на кого не крича. Моменты, требующие мгновенного сбора всей семьи, случаются, но, к счастью, не так часто.

– Кто у вас в семье самый благодарный зритель?

– Вся семья ходит на мои премьеры, а самый благодарный зритель — мой пес, фокстерьер Митя, который больше всех любит меня и относится к моему творчеству серьезнее, чем все остальные. Он у меня четыре года. Он еще тем дорог, что мне его подарили Марк Анатольевич Захаров и Александра Марковна Захарова.

– Что для вас любовь?

– С годами все определения этого чувства утрачивают правдивость. Любовь выше всех слов.

– А поступки романтические ради любимой совершали?

– Вся моя жизнь — романтический поступок ради любимой.

– Как вам удалось так долго сохранить такую крепкую семью? Вы женились в 19 лет — и на всю жизнь.

– Так получилось. У большинства скорее получается, чем не получается. Крепких семей гораздо больше.

– Каких-то правил вы придерживаетесь?

– Живи и дай жить другим.

Сергей Степанченко: «Жена обеспечивает плавучесть семейного судна»

пришлось учиться два года в одном классе

– Что вам помимо актерства интересно?

– Душа у меня лежит к музыке. Я учился в музыкальной школе по классу баяна. Потом в мою жизнь пришла и гитара. Меня обучал игре на ней мой школьный друг Миша Давыдов. Начал он с песни «Это Москва».

– Почему с нее?

– Просто Миша ее знал. Так и запрограммировал мою жизнь.

– Думаете, это был знак, что когда-то переедете в Москву с Дальнего Востока, где жили в детстве?

– Может, и был. Потом я немножко улучшил свои гитарные навыки, у нас появился вокально-инструментальный ансамбль. Мы играли в школе, на наших вечерах. Нас не сразу приняли, потому что музыканты мы были слабенькие. У нас был зажим и ужас, что приходится выступать на людях, артистичность мы приобрели только с годами. Позже пришел опыт, и нас стали приглашать даже играть на танцах в районном доме культуры. А еще мы заменяли профессиональных музыкантов и играли в ресторане. В нашем Черниговском районе был всего один ресторан, но очень толковый, там собиралась замечательная публика. Параллельно шла и музыкальная школа, которую я закончил в 9-м классе, потому что мне пришлось учиться в одном классе два года.

– Оставили на второй год? А что оказалось сложным?

– Преодолеть свой возраст. Тяжело было в 14 — 15 лет с нотами тащиться в музыкальную школу, когда все твои друзья весело и задорно бегут в другое место. Конечно, хотелось быть вместе с ними, но не хотелось расстраивать родителей. Тогда обучение стоило 25 рублей в месяц, и это было довольно накладно для бюджета. Это ведь был не кружок, а школа — первая ступенька профессионального академического музыкального образования. В ансамбле помимо советской эстрады мы играли и прогрессивную западную музыку: хороший рок-н-ролл, например, Uriah Heep, Deep Purple, Nazareth. Тогда это было сложно и почти нельзя, поскольку это считалось «буржуазной музыкой, растлевающая молодежь». На самом деле содержание песен было совсем не бунтарское: «полюби меня, а я тебя» и тому подобное, но наложенное на очень хорошую музыку. Мы, конечно, так играть не могли, но пытались всячески перенять ту манеру и виртуозность, которой обладали музыканты этих групп.

– Как вам удавалось выкручиваться, чтобы играть такую музыку? Проходили худсовет?

– Худсоветов никаких не было, это ведь был школьный ансамбль. Директор спрашивал, что мы там такое поем по-английски, ну мы ему примерно и рассказывали.

– Каждый ансамбль стремится пробиться на эстраду.

– Пределом наших мечтаний было сыграть в районном доме культуры, в нашем военном гарнизоне и в ресторане. Но больше всего мечтали понравиться нашим сверстницам.

– Удалось?

– В то время музыкантов боготворили. Если ты умел играть на гитаре, да еще лучше кого-то… Но я играл на гитаре хуже всех.

– А на баяне?

– Баян в то время был для молодежи не очень привлекателен. Девчат им приманить было нельзя, а гитарой можно. Тогда у нас часто бывали посиделки в парке на скамеечках. Собирались ребята и девушке, пели дворовые песни, простые и бесхитростные. Например, очень полюбилась нашим слушательницам песня «Тополя»: «Тополя, тополя все в пуху, потерял я любовь — не найду».

– Все девчонки были ваши?

– Ничего такого у нас не было, просто дружили с ними. Максимум прогуливались, держась за ручку.

– Так что первая любовь не там случилась?

– Влюбленности меня преследовали еще с детства. В детском саду я любил одногруппницу Иру Фомину, в 5-м классе — одноклассницу Ларису Овчинникову. Сегодня одна девочка тебе нравится, потом другая, третья, потом опять первая. Так случается у мальчиков: когда они вырастают, предметы их симпатии меняются.

Сергей Степанченко: «Жена обеспечивает плавучесть семейного судна»

мог бы работать преподавателем физкультуры

– Как же вышло, что музыку променяли на актерство?

– Это сублимация. Когда вся энергия собирается в одном месте и потом проявляется в чем-то другом. Там музыка, там драматический кружок, там общение с интересными людьми, ориентированными на театр, хорошее кино. Позже начинаешь понимать, что можешь стать соучастником всего этого. Родители много работали. Им нужно было прокормить меня и брата, продержаться самим. Они жили довольно сложной жизнью, зарабатывали немного. Всегда хотелось чего-то эдакого, а эдакое было далеко. Надо было отправляться в большие города, к культурным центрам. Так что все это потихоньку собиралось и выросло в то, что сейчас перед вами.

– Но музыка с юностью не закончилась?

– Нет. Была такая передача «В нашу гавань заходили корабли», где дворовые песни исполнялись людьми, которые вышли из этой дворовой среды. Передачу создали Эдуард Успенский с Лерой Филиной. Я спел там много песен — и «Чайный домик, словно бонбоньерка», и «Бабье лето» и «Белый снег». Мы в концертах много чего исполняем вместе с моим другом Максимом Кривошеевым, замечательным артистом и прекрасным исполнителем авторских песен, которые я очень люблю.

– Чем еще увлекались в молодости?

– Спортом. В 1970-х в наших краях стала мощно развиваться мелиорация. Собирались рисом накормить всю Сибирь и Дальний Восток, но что-то там не срослось. А когда все это затевалось, приехало много талантливых людей. Мелиораторы построили хороший стадион. Приехали и молодые тренеры. Один из них, Виктор Сальков, обратил на меня внимание: «Старик, тебе нужно обязательно заниматься легкой атлетикой, у тебя хорошие данные». И я стал толкать ядро. Этим мало кто занимался, поэтому конкурентов в этом виде спорта у меня было мало. Приезжал на соревнования, где иногда был один соперник, а иногда и никого. Это была детско-юношеская спортивная школа, а по-взрослому я не занимался. Мой товарищ Коля Евменов повез меня поступать в институт физкультуры с ним за компанию, но в итоге передумал, и я тоже. А так, кто знает, мог бы работать сейчас тренером или преподавателя физкультуры.

– Какие премьеры у вас намечаются в кино и на телевидении?

– Я только что снялся у режиссера Анны Чернаковой в фильме «Про Лелю и Миньку» — экранизация ранних рассказов Зощенко. Очень трогательное и светлое кинопроизведение, которое обязательно нужно смотреть. У нас мало кто занимается детским кинематографом, только героические единицы. Аня занимается этим с помощью Александра Адабашьяна. Они вдвоем осваивают эти непростые территории. А мы, артисты, с радостью им в этом помогаем и будем помогать. На Первом канале закончились съемки фильма «Хозяйка гостиницы» режиссера Валерия Ускова, фильма «Крот в паутине» режиссера Сергея Коротаева. Юрий Мороз приступил к съемкам картины «Угрюм-река». Также жду начала съемок новой экранизации романа «Двенадцать стульев», где мне доверили роль отца Федора.

– Может ли она быть лучше предыдущих, где гениально сыграли Гомиашвили и Миронов? Как после них еще раз это снимать?

– Это ваше мнение, имеете право. А те, кто это делает, обязаны делать это по-своему, не повторяясь. Картины Гайдая и Захарова совершенно разные и никак не перекликаются. И если какой-то творец берется сделать новую версию, надо дать ему такую возможность. Но это должно быть по-своему и не менее интересно, чем книга. Остапа Бендера будет играть Дмитрий Нагиев, Кису — Дмитрий Назаров. Режиссер — Петр Зеленов (он дважды становился лауреатом премии «Золотой орел» как лучший режиссер монтажа за «Легенду № 17» и «Движение вверх». Экранизация романа Ильфа и Петрова станет его дебютом в качестве режиссера полного метра. — Прим. «Антенны»). Снимает та же компания, что делала «Тобол». Кстати, ждем телеверсию этого фильма, который пойдет теперь как сериал.

– Благодарны ли вы судьбе за то, как удачно сложилась ваша жизнь?

– Конечно. Я встречался с таким огромным количеством прекрасных, великолепных, красивых, самодостаточных, интересных людей — это благодаря моей профессии. Ни одного плохого человека я практически не встретил. Это большой подарок судьбы. Я люблю все, что было у меня в жизни, и желаю добра и счастья всем своим близким, чтобы у них жизнь была чуточку полегче, а неприятности обходили стороной.

– А для себя о чем мечтаете в наступившем году?

– Чтобы хватило здоровья и сил освоить то, что мне предлагает судьба, быть интересным в театре и кино. Вообще, я не склонен к пустопорожним мечтам. Все, что нужно для жизни, у меня есть: люди, которых я люблю, и работа. Этого вполне достаточно.

– От чего зависит судьба актера?

– От многих составляющих: таланта, честного отношения к работе. А свой шанс всегда у человека будет. Конечно, хочется, чтобы он пришел пораньше, этот шанс. Но, возможно, судьба готовит твой рывок позже.

Блицопрос

– Любимое блюдо…

– Пельмени.

– Если отдыхать, то…

– В России, Приморском крае.

– От какой вредной привычки вам удалось избавиться?

– Бросил курить. Это маленькая, но победа, небольшая радость на большом поле битвы. Я сомневался, смогу ли, но смог. Курил примерно 17 лет.

Спорим, вы не знали, что… Сергей Степанченко каждые каникулы подрабатывал: на молокозаводе засыпал опилками теплоцентраль, в леспромхозе укладывал в штабель штакетник, а в порту таскал швартовочные концы и чистил грейпферные ковши.

Досье

Родился: 18 июня 1959 года в г. Татарске Новосибирской обл.

Образование: в 1982 году окончил актерский факультет Дальневосточного государственного института искусств.

Карьера: с 1982 по 1985 год служил в Сызранском драматическом театре, с 1985 года — артист театра «Ленком» (ныне «Ленком Марка Захарова». Снялся более чем в 60 фильмах и сериалах, среди них — Next, «Сыщики», «Утомленные солнцем — 2: Цитадель», «День выборов — 2», «Тобол». С 2005 до 2012 года был президентом международного кинофестиваля стран Азиатско-Тихоокеанского региона «Меридианы Тихого» во Владивостоке. Народный артист России.

Семейное положение: женат с 1978 года на воспитательнице детского сада Ирине Степанченко. Дочь Екатерина (40 лет), сын Юрий (21 год), внучка София (15 лет).

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь