Домой Новости шоу бизнеса Сериал «Игра на выживание»: смотрим с психологом

Сериал «Игра на выживание»: смотрим с психологом

191
0

Недавно на ТНТ закончился самый обсуждаемый в сети российский сериал. «Игра на выживание» действительно отличается от всего, что снимали в стране до этого. Одни зрители стали фанатами проекта и с нетерпением ждут продолжения, другие изо всех сил критикуют сериал, но все равно смотрят. Секрет популярности в том, что это не просто приключенческий триллер, сериал про человеческие страхи, слабости и неожиданную силу. Так ли на самом деле ведут себя люди в стрессовых ситуациях, разбираемся с психологом.

Сериал «Игра на выживание»: смотрим с психологом

Сериал «Игра на выживание» — это лихо закрученный сюжет, но таких историй, где чужие друг другу люди вынуждены выживать вместе вдали от цивилизации, полным-полно. Тем крючком, на который создатели этого проекта подцепили зрителя, были многослойные характеры персонажей: неожиданные поступки, тайны или непонятно откуда взявшаяся смелость. Что думает психолог про героев и их поведение в экстремальной ситуации, как на самом деле ведут себя люди в сложном положении?

Анна Глушнёва

коуч-психолог

Life Коучинг, Women менторинг

Неожиданные признания

Вообще, это любимый киношный прием. В моментах, когда герои уверены: это их последние минуты жизни, начинаются душеизлияния. В «Игре на выживание» таких эпизодов было немало.

Например, героиня Саши Бортич (актриса играет саму себя, но все-таки это художественное кино, так что всегда есть место выдумке) признается, сидя в камере с подтвержденным диагнозом «смертельная инфекция», что у нее есть дочь, что она бывшая официантка, которую сделал актрисой один богатый человек. Она якобы терпит унижения и других мужчин, только чтобы у нее не отобрали ребенка. 

Другой персонаж, боец ММА Сергей Ничаев, признается в нетрадиционной ориентации. Такие признания — только сюжетный поворот, чтобы раскрыть персонажей, или в реальной жизни люди действительно в кризисной ситуации, когда уверены, что жить осталось недолго, признаются в том, что скрывали раньше?

Сериал «Игра на выживание»: смотрим с психологом

— Люди действительно часто сознаются, что у них есть скелет в шкафу, в кризисные моменты. Чаще всего вариантов, почему они так делают, два. Первое и самое очевидное: религиозная вера в отпущение грехов и раскаяние. Когда, если не сейчас? Что будет за гранью? Никто не знает. Поэтому лучше признаться, освободиться и избежать наказания.

Вторая причина более философская. Когда человек скрывает что-либо, прячет, он теряет на этом много энергии. Фактически это его разрушает. Говоря правду, мы буквально отпускаем свой секрет на волю, человек как бы освобождается сам, ему действительно становится легче. То есть фактически потеря энергии прекращается. Когда человек ощущает приближение неминуемой смерти, он прекращает играть роли, снимает маски, потому что в эти моменты хочется быть только самим собой — без оценок, желаний, попыток угодить, понравиться. Уже нечего терять, и он освобождает себя от тяжести тайн.

 

Действовать вопреки характеру

Почти все персонажи поступают так, как от них никто не ждал. Маша Гринштейн, девушка, которая еще в заставке заявила, что никому не собирается помогать, а ждет, что это мужчины будут ей в помощь, в конце готова была погибнуть, спасая другого человека.

Трусливый и робкий курчавый парень Андрей Трубицин, в обычной жизни настолько скромный, что год не мог признаться девушке на работе, что это он посылает ей цветы, устраивает расстрел в полицейском участке, спасая Татьяну Новак.

— Отчасти это художественный вымысел, что в стрессовой ситуации человек вдруг меняется. В жизни не все так однозначно, — объясняет психолог. — Для некоторых людей страх и правда катализатор их внутренней силы. Чувство опасности за себя или близких заставляет показать силу, о которой человек не знал. Но это не значит, что каждый становится супергероем в опасной ситуации. Чаще бывает наоборот. Кто-то будет действовать согласно своим привычкам и убеждениям. Скорее всего, режиссеры тут просто хотели максимально раскрыть тему трансформации через преодоление сложностей.

Сериал «Игра на выживание»: смотрим с психологом

Делать страшный выбор

В конце сериала ведущий, которого играет Игорь Верник, произносит фразу в ответ на претензии выживших героев о том, что организаторы шоу никого не убивали. Они дали героям право выбора. Но ситуации, при которых нужно было выбирать, таковы, что тут нет правильного и неправильного выбора. Оба решения тяжелые.

Например, в одном из эпизодов спортсмен Сергей убивает Сашу Бортич, и зрителю дают понять, что он это сделал во благо: у нее была сломана нога и прострелена рука, дальше по тайге она бы не смогла идти. Также группа участников шоу планирует бросить одного в домике Сурена, который сломал ногу, чтобы двигаться дальше, но уже без обузы. Наташа прыгает с самолета без парашюта, чтобы парашют достался другому человеку.

Сериал «Игра на выживание»: смотрим с психологом

Как в реальной жизни ведет себя человек, когда ему нужно сделать выбор, способен ли за секунды правильно решить или чаще, наоборот, испуганный человек вообще отказывается выбирать?

— К сожалению, а может, к счастью, никто не знает, какой выбор правильный. Жизнь — это всегда точка выбора. В каждый конкретный момент, — объясняет психолог. —  Случается, что варианта бывает два: простой и сложный. Но человек осознает, что за сложным выбором стоит больше ресурса/он ближе ему по принципам, более «правильный» и так далее. Для такого сложного, но более результативного выбора человеку нужна смелость. А еще, как правило, людям нужно время, чтобы решиться на тот самый сложный выбор. Перед лицом опасности, смерти и когда времени нет, сложный выбор делается быстрее. Человек просто не может отложить принятие решения. Поэтому можно сказать, что в критический момент люди действительно становятся более смелыми.

Сериал «Игра на выживание»: смотрим с психологом

Страдание как искупление

Главный герой Николай, как мы узнаем из последней серии, пошел на проект после смерти своей беременной девушки. В ее гибели он имел опосредованное, но участие. Он единственный, для кого все эти испытания шоу не были невыносимы. Вероятно, создатели сериала хотели показать, что он таким образом пытался искупить свои грехи.

Как в действительности человек, который себя в чем-то винит, пытается избавиться от этого чувства? Или наоборот, не пытается найти прощение, а наслаждается в какой-то степени этим самобичеванием?

— Чувство вины, преследовавшее Николая, с одной стороны, невроз, то есть невозможность договориться с собой по поводу трагического события, — говорит Анна Глушнева. —  С другой — это мощный ресурс, помогающий ему вынести испытания. Человек может вынести любые испытания, главное — знать, зачем. В данном случае как раз «наказание» себя как бы поддерживает Николая. Он находит утешение в том, что трудности с ним случаются. Это очень интересная линия сюжета — провокационная и неоднозначная. В этом смысле да, он наслаждается самобичеванием.

Желание всем угождать

Был в сериале еще один интересный персонаж, которого психологи бы, возможно, пригласили к себе на прием. Это Наташа, ветеринар. Вроде бы обычная скромная девушка, правильная во всем, вегетарианка, заботливая. И если обычно в сериалах такой персонаж однозначно положительный, то в «Игре на выживание» показали Наташу особенно интересно. Эта ее положительность превратилась в навязчивость. Она вызвалась спасли Елену от ворвавшихся в дом уголовников, ходила по пятам за униженной на глазах команды Леной, та даже просила прекратить наконец это преследование.

Что может рассказать о человеке поведение, когда он слишком услужлив для всех? Кто в жизни такие люди?

— Попытка всем услужить, отчасти унижаясь, может говорить о проблемах с личными границами у человека. Есть еще одна причина —  это возможное состояние жертвы, когда человек, как бы жертвуя собой, готов на многое. Это позволяет человеку чувствовать свою нужность и важность. В такие состояния часто попадают люди, которых в детстве не замечали, которые были ненужными и неудобными детьми, — поясняет психолог.

Сериал «Игра на выживание»: смотрим с психологом

Простить виновного

В сериале был очень трогательный эпизод, когда Елена говорит, что простила Сурена за то, что он выбрал ее в качестве жертвы. Все вокруг ополчились на него за этот выбор, и, казалось, она должна была бы его ненавидеть сильнее других.

— Возможно, Елена испытала чувство жалости к человеку, который остался один и от которого все отвернулись. По сюжету мы узнаем, что она и сама в обычной жизни была одиночкой: нелюбимая работа, нет семьи, никогда не было отношений с мужчинами. Вероятно, она пожалела его, как пожалела себя: она знает, что такое одиночество, быть изгоем. Она могла отзеркалить его ситуацию и проникнуться чувством сострадания.

Ложь в удовольствие

Среди 16 участников игры были подставные. Марина, повар из детского сада, одна из них. Она весь сезон не просто обманывала других людей, но и придумала себе целую жизнь, где есть дети,  муж-десантник, трагедия ребенка, которого якобы сбила машина. В финальной серии первого сезона она признается, что все это ложь, она игрок, победитель прошлой игры. У нее нет детей и никакой она не повар. Создатели сериала показали то, с каким удовольствием человек выдумывает себе эту жизнь и погружается в нее.

Такой персонаж — выдумка? Или в реальности действительно есть люди, которые живут выдуманной жизнью? Какой у них мотив?

— Людей, живущих в грезах, к сожалению, в реальности предостаточно. Главная причина — отрицание действительности. То есть та реальность, что есть у человека, его не устраивает, и он живет в придуманной. Это один из механизмов защиты психики от разочарования в реальности. На сегодняшний день можно увидеть много таких проявлений, например, среди блогеров в сети. Многие из них делают фото с чужими авто, носят поддельные бренды, чтобы казаться богаче и успешнее, чем они есть на самом деле, — говорит Анна Глушнева.

Сериал «Игра на выживание»: смотрим с психологом

Подглядывать в замочную скважину

Сериал «Игра на выживание» похож на реалити-шоу не только завязкой сюжета. Здесь показаны тайные страхи и желания людей, все, что обычно мы прячем. Смотришь сериал, будто поглядываешь в замочную скважину, и видишь все грехи и пороки героев. Почему такой формат так популярен?

— Потому что многие боятся признаться в своих пороках и грехах. Поэтому  смотреть на то, как это происходит у других, вызывает одновременно и страх, и восхищение. Человек как бы ставит себя на место героя  и проживает эмоции за свое невыраженное признание. Но при этом зритель может в любой момент выключить серию и отключить эти внутренние переживания, — говорит психолог.

На самом деле сама идея сериала мне кажется очень интересной — обнажить в критической реальности человеческую сущность. С нетерпением жду продолжения сериала.