«Моя якобы моложавость почему-то считается чуть ли не самым главным моим достоинством, которое всячески подчеркивается. Люди просто не видят меня вблизи, а если видят, не вглядываются. на самом деле я старею», — уверяет актер, который 21 января отметил 60-летие.
– Многие ваши коллеги, перешагнув этот рубеж, стараются лишний раз не привлекать к юбилею внимания и даже вовсе не отмечать. А вы боитесь возраста?
– Некоторое время тому назад я не думал, что буду справлять юбилей пафосно, громко, ярко и массово. Но чем ближе к дате, тем больше стало поступать предложений отметить большими событиями. И я согласился. В Санкт-Петербурге прямо в день рождения, 21 января, дал концерт в «Октябрьском», а 12 февраля будет представление в Кремле. Обе площадки сами меня пригласили, и я решил не отказываться, потому что искусство принадлежит народу. А народ я люблю! И он меня не простит, если я всенародно не отмечу. Возраст у меня солидный, но мы живы-здоровы, востребованы, и все продолжается.
– Как народ воспринял продолжение «Зеленого фургона», которое прошло по Первому каналу? Читали отзывы? Они довольно разные.
– Да, я читал комментарии в Интернете, и еще мои коллеги и друзья присылали. Сериал однозначно вызвал большой интерес, его посмотрело огромное количество людей. Мнения разные: от крайне негативных до восторженных. Это прекрасно. Мое личное мнение, что в окончательном варианте на экране он превзошел ожидания. Я думал, что будет хуже. Смотрел сериал целиком тоже как зритель, и он мне понравился. Хотя, конечно, есть нестыковки и огрехи и драматургические, и монтажные. И без киноляпа не обошлось. Но это обычная для подобных проектов история, ничего страшного, что мы тоже этого не избежали. Но в целом человеческие отношения и детективные события меня захватили, и я с интересом ждал каждую серию. Должен вам сказать для сравнения, что первый «Зеленый фургон» (фильм Александра Павловского 1983 года. — Прим. «Антенны») подвергся огромной критике в свое время, много гневных писем пришло на телевидение, особенно от старшего поколения. Жаловались, что «это пасквиль, порочащий советскую действительность», что наши герои Гражданской войны «получились карикатурными персонажами». Я считаю, та критика была несправедлива, а фильм, видите, в итоге остался в веках и вошел в золотой фонд советского и отечественного кинематографа. А в наши дни из-за Интернета и вовсе критика неизбежна, тем более современный зритель более искушенный, он много смотрит. Так что я в принципе доволен, что работа не осталась незамеченной.
– А какой в серии вы киноляп заметили?
– Странное произошло в последней серии, перед самым финалом. Я плыву в лодке и вдруг после вопроса воровки Катьки Жарь не могу вспомнить, кто такой Червень! Хотя в первом фильме (где он был главным антигероем) сам его убил пустой гранатой-лимонкой, попав в лоб. Он был другом семьи, который на месте преступления оставлял карту масти червей, поэтому его так прозвали. Вот позабыли мы как-то об этом эпизоде. Чем длиннее история, тем труднее все удерживать в голове.
Продолжения старых картин продвигаю не я
– Как вы вообще относитесь к тенденции делать продолжения успешных фильмов?
– Для меня это очень хорошо, потому что это продолжение героев, которых я сыграл когда-то. Они взрослеют, меняются условия их жизни. И мне — и как актеру, и просто как человеку — интересно знать, какими же они стали и что с ними далее произойдет. Да и, полагаю, зрителю тоже интересно. В мире сиквелы — довольно распространенное явление. Другой вопрос, насколько добротно они сделаны.
– Где-то читала, что вы вроде как сами инициировали съемки продолжения «Зеленого фургона», ходили по кинокомпаниям, несколько лет искали деньги на проект.
– Я тоже читал: это ошибка. Сам я не автор и не продюсер и никаких продолжений не инициирую. Лет пять назад мне предложили прочитать сценарий авторы-одесситы. Я прочитал и сказал: «Ну и что дальше? Зачем вы мне это прислали?» «Ну вот, может, вы что-то посоветуете, поможете», — ответили они. «Как? — недоумевал я. — У меня же нет своей компании». И вот два года назад мне позвонили из компании «Пирамида» и сообщили, что приступают к съемкам по этому сценарию. Но это не я его туда принес и не я продвигал. А режиссер Сергей Крутин, сын оператора Виктора Крутина, который работал над картиной 1983 года. Три года его пытались куда-то пристроить, и сработало — вода камень точит. Но я тут ни при чем.
– И все-таки не последнюю роль в создании этого продолжения сыграло и то, что вы потрясающе выглядите, совершенно не изменились со времен первого фильма.
– И это неправда. В новом сериале я очень даже возрастной и несвежий. У моего героя Володи Патрикеева сложная биография, он прошел много испытаний: сидел в тюрьме, пришел с фронта. Это такой бывалый тертый калач, который вытерпел и измены, и предательства, и наговоры. Все это отразилось на нем, и я там совсем не юным выгляжу. В жизни я действительно выгляжу достаточно свежо, потому что слежу за здоровьем. Это не какой-то особый талант или заслуга — просто поддерживаю форму, которая необходима при моей профессии. То, чем я занимаюсь, обязывает. А некоторые меня считают чуть ли не вампиром или «средством Макропулоса» (секрет вечной молодости, известный персонажам пьесы чешского писателя-фантаста Карела Чапека; этим секретом стремятся завладеть остальные. — Прим. «Антенны»). И еще последние несколько лет моя якобы моложавость почему-то считается чуть ли не главным моим достоинством, которое всячески подчеркивается. Люди просто меня не видят вблизи, а если видят, не вглядываются. На самом деле я старею. Вступил в солидный возраст. Кстати, мне приятен этот юбилей с точки зрения нумерологии. Я 60-го года рождения, и мне 60 лет. В сумме получается 120, ну или 12. А день рождения — 21 января (21 — сильное число, это три семерки). Выходит 1221 или 2112. Красиво, зеркально. И концерты мои, заметьте, 21-го в Питере и 12-го в Москве — тоже зеркальное отражение. Я не специально это сделал, такие даты выбрали организаторы. А в один день со мной родилась дочка Александра. А мы с ней еще и Крысы по году, так что совсем все совпало.
Идеальный вес — три семерки
– Как вы следите за здоровьем, чтобы так выглядеть?
– Ежедневная зарядка полчаса, состоящая из разных комплексов упражнений, которые выработались на всю жизнь. Они включают йогу, силовые, растяжки. Часто и много играю в большой теннис, а также плаваю. Регулярно хожу на фитнес. Это многолетняя система. После 7 часов стараюсь не есть и исключать сладкое, жирное, мучное. Мой идеальный вес — тоже три семерки, 77,7 кг. Иногда 3 кг гуляют туда-сюда. Бывает, доходит 81 кг, но стараюсь регулировать его в этом диапазоне — от 77 до 80. А в первом «Фургоне» я весил где-то 70 кг.
– А как же премьеры и тусовки, где угощают как раз сладким, жирным и мучным?
– Я не тусовочный человек, на премьеры вообще не хожу. Это не мое. Разве что на фестиваль один езжу — на собственный, детского и семейного кино. Создал его четыре года назад. Он называется «Солнечный остров» и проходит в Евпатории. Там крайне мало банкетов и всего богемного. Мне это неинтересно.
– Еще есть секреты молодости?
– Это кровь, это гены. Моя бабушка по папиной линии, Клавдия Ивановна Заплаткина, дожила в здравом уме до 94 лет и умерла во сне. У меня родители, Вадим Мкртичевич (можно просто — Михайлович) и Светлана Олеговна, достаточно молодо выглядят. Папе будет 85 лет 5 июля, а маме 85 лет — 3 ноября. Они познакомились в Ташкенте, в политехническом институте, где учились на разных кафедрах. Развелись, когда мне было 8 лет. Мама живет в Красногорске, папа — в Москве. Я им помогаю, навещаю и ухаживаю. 25 января дам еще большой юбилейный концерт в красногорском ДК, и, надеюсь, мы все вместе соберемся.
Яркий дебют занизил самооценку
– Ваш путь в кино всегда шел гладко или, бывало, что-то происходило совсем не так, как хотелось?
– Конечно, бывало. Меня не утвердили на роль Пушкина в фильме Хуциева, который так и не состоялся. В начале 1980-х я оканчивал театральное училище и был одобрен худсоветом Мосфильма на эту роль. Целый год прожил с Пушкиным. Было много проб и фотопроб. Но чиновник из Госкино сказал, что невозможно, чтобы «наше все», нашего русского великого поэта играл человек с армянской фамилией Харатьян. На что Марлен Мартынович возразил, что Пушкин вообще-то был эфиопом, то есть еще тем русским. Но, кроме того, я сам был тогда совсем юнцом, а играть надо было Пушкина от 16 до 37 лет, вот они и засомневались. Хуциев в итоге отказался снимать ленту мечты. Сценарий позже напечатали в журнале «Искусство кино»: он о Пушкине как о человеке, со своими переживаниями, проблемами, страданиями. Получилась бы очень интересная история о человеческой, малоизвестной стороне известного поэта.
– Тем не менее ваша карьера началась удачно, сразу с главной роли в «Розыгрыше» Меньшова.
– Да, и это была первая картина у тогда никому не известного, а в будущем оскароносного (Владимир Меньшов получил премию «Оскар» за «Москву слезам не верит» как «Лучший фильм на иностранном языке» в 1981 году. — Прим. «Антенны») Владимира Валентиновича. Он пришел таким амбициозным после ВГИКа и курса Михаила Ромма, а ему — хочешь кино снимать? Походи сначала ассистентом или помощником режиссера, вторым режиссером. А он: «Нет, хочу сразу походить режиссером». И ему: «Ну вот тебе сценарий, посмотрим, что ты там снимешь». И дали сценарий Семена Лунгина, за который никто не брался и который считался «отстойным» на «Мосфильме». Он несколько лет пылился на полке, а Меньшов взял и снял один из лучших фильмов отечественного кинематографа и получил за него госпремию. Когда «Розыгрыш» вышел в 1977-м, я проснулся знаменитым. Так что Владимир Валентинович дал мне путевку в жизнь и в большой кинематограф. Хотя я не был никаким артистом. Просто в то время пел и играл на гитаре, как и мой герой, и о кино даже не думал, а думал о том, чтобы стать врачом. А он в меня поверил и по окончании съемок посоветовал серьезно задуматься об актерской профессии, что я и сделал — и поступил в училище.
– Как вам удалось избежать звездной болезни после такого дебюта?
– Ясно отдавал себе отчет, что я и герой на экране — два разных человека. И в том, что на экране, моей заслуги нет. Я не видел в себе черт персонажа, а окружающие видели и ждали каких-то поступков. Это сильно подавляло, прибивало. Вместо того чтобы впасть в эйфорию, я растерялся. У меня даже снизилась самооценка, так как в жизни я был обычным парнем, учеником средней школы № 9 города Красногорска. За девочек я, конечно, заступался, а вот с гитарой наперевес, как герой фильма Игорь Грушко, возмездия над злом в образе антигероя Комаровского не совершал. Если только на сцене был с гитарой наперевес. Короче, в жизни был не таким героем, как в кино.
– Тем не менее, знаю, выменяли свой любимый велосипед на гитару.
– Было дело. Шел май 1973 года. Я катался на велосипеде и услышал, как два молодых человека на гитарах извлекают совершенно дивную мелодию — это была песня «Битлз», «While My Guitar Gently Weeps» Джорджа Харрисона (название я узнал, конечно, не сразу). Я остановился и попросил поиграть, а парень попросил покататься на велосипеде — и предложил обменяться. Он показал, как играть двумя пальцами, указательными правой и левой. И с этого все началось — больше я гитару из рук не выпускал. Поэтому, когда знакомая девочка позвала меня на пробы на «Мосфильм», я уже был руководителем ансамбля «Аргонавты», выступал на танцах в пионерлагере. Я приехал, спел, потом были кинопробы, Меньшов меня утвердил на эту роль и разделил мою жизнь на до и после.
– На юбилейном концерте в Кремле споете «Когда уйдем со школьного двора»?
– Конечно, я с нее начинаю все концерты и творческие вечера.
Не хочу не соответствовать ожиданиям
– После такого успешного старта почему пошли служить в армию?
– Тогда была всеобщая воинская обязанность, так что откосить я не мог. Но пошел я в 24 года, уже состоявшимся артистом и дипломированным специалистом. Мои портреты печатали на обложках журналов, у меня уже были семья и ребенок. Призвали спустя 4 месяца после рождения дочки. За меня даже просил космонавт Георгий Гречко (годом ранее он консультировал наш фильм «Скорость»), звонил в Театр Советской армии, чтобы меня там прослушали и работу засчитали за службу. Там меня спросили, какой Гречко просит за меня. А в то время министром обороны был тоже Гречко — маршал, космонавт же не считался начальником. Эх, ответил бы я похитрее: «Тот самый». Никто бы и проверять не стал, а я выложил все как на духу. Так что пролетел я с этим театром. И только на распределительном пункте в подмосковном Железнодорожном, откуда я должен был уже лететь на ракетную точку за Урал, мне встретился лейтенант Новожилов, который искал танцоров и певцов и забрал меня в московскую часть, в ансамбль Внутренних войск, где я прослужил полтора года.
– Чему армия научила вас?
– Она очень дисциплинирует. Там я возмужал и повзрослел. Мужская закалка помогла мне получить вскоре после увольнения роль в «Гардемаринах».
– Причем уже после того, как на роль Алеши Корсака утвердили Юрия Мороза.
– Параллельно со съемками он должен был начать снимать свой дипломный фильм во ВГИКе у Герасимова. Графики совместились, и киностудия «Мосфильм» сказала Дружининой найти другого актера. Юрий Иванович вряд ли об этом пожалел, потому что стал успешным кинорежиссером.
– Для большинства женщин страны вы так и остались романтичным гардемарином, кого бы ни играли. Вы и в жизни стараетесь соответствовать этому образу?
– Я не стараюсь, а просто не хочу не соответствовать ожиданиям. Нужно держать себя в руках и немножко быть таким, как мои герои. Но это не значит, что я в них перевоплощаюсь и в жизни. Тем более что я крайне не люблю быть на публике.
– Часто удается провести время в кругу семьи, увидеться с детьми?
– С сыном постоянно, с дочкой — реже. Александра уже несколько лет живет в Стокгольме, занимается туризмом и адаптацией российских эмигрантов. Язык давно выучила. Живет с молодым человеком, гражданином Швеции, у него строительный бизнес. Иван учится на третьем курсе во ВГИКе на режиссерском отделении. Жена — директор кино-театральной Школы гардемаринов в Красногорске, которой уже 6 лет. Обучаем актерскому мастерству и всем смежным предметам — танец, вокал, фехтование. Поставили музыкальные спектакли «Гардемарины, вперед!», «Поверь в мечту» и «Аладдин».
– Харатьян переводится с армянского как «дающий советы». Можете ли дать нам совет и часто ли вас об этом просят?
– Конечно, я ведь много общаюсь с молодежью — и в школе, и на фестивале. Советы даю в основном профессиональные, а не житейские. А так: живите долго и счастливо. Помните: Вера, Надежда, Любовь и мать их София. На этом постулате, кстати, держатся и наши отношения с Мариной: мы живем вместе уже больше 30 лет, а наш брак в этом году отметит 23-летие. Надо жить с открытым сердцем, придерживаясь основных постулатов. Получать удовольствие от жизни и заниматься любимым делом — это в наших руках. Для меня счастье — это ощущение радости жизни, а для этого жизнь нужно проживать качественно, что зависит от каждого из нас. И еще: не вешайте нос ни при каких обстоятельствах!
Блицопрос
– Любимая детская игра…
– Прятки.
– Самая большая ошибка молодости…
– Первая женитьба.
– Вы распробовали только с возрастом…
– Вкус к жизни.
– Ваша идеальная старость…
– Так далеко не хочу загадывать и заглядывать.
Досье
Родился: 21 января 1960 года в г. Алмалыке Ташкентской обл. Узбекской ССР в семье преподавателя технического вуза и инженера-строителя.
Образование: окончил в 1982 году Высшее театральное училище имени М. С. Щепкина.
Карьера: снялся более чем в 80 фильмах и сериалах (среди них — «Розыгрыш», «Зеленый фургон», «Гардемарины, вперед!», «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди», «Бальзаковский возраст, или Все мужики сво…»). С 2009 года по настоящее время — ведущий международного музыкального фестиваля «Легенды Ретро FM» в паре с Татьяной Веденеевой. Является поющим актером, в его репертуаре более 60 песен, написанных в том числе Александрой Пахмутовой, Григорием Гладковым, Максимом Дунаевским. Народный артист России.
Семейное положение: женат с 1997 года на актрисе Марине Майко. От первого брака (с актрисой Мариной Харатьян (Буримовой) — дочь Александра (36 лет). От второго брака — сын Иван (21 год).