Аллергия Милоша Биковича, отрубленный палец Ивана Охлобыстина и другие закадровые подробности.
Комедия «Холоп» о мажоре Гришке, которого отправляют на перевоспитание в деревню XIX века, стала лидером новогоднего проката.
О чем кино
Мажор Гриша (Милош Бикович), сын богатого бизнесмена (Александр Самойленко), совсем потерял совесть. После очередной выходки отец обращается за помощью к своей подруге Анастасии (Мария Миронова), а она отводит его к психологу (Иван Охлобыстин) с нетрадиционными методами. Вместе они создают лжедеревню XIX века, в которой актеры играют ее обитателей, а Гришу отправляют туда, убеждая, что он перенесся в прошлое и теперь он холоп. Цель всего этого — его перевоспитание.
Клим Шипенко, режиссер («Холоп», «Текст», «Салют-7):
– Сценарий два года назад мне предложил мой друг, продюсер Эдуард Илоян. Четыре месяца ушло на подготовку, а в августе мы приступили к съемкам. В главной роли я хотел видеть Милоша Биковича, настаивал на нем. Мы познакомились с ним за пару лет до начала съемок, он должен был сниматься у меня в фильме «Салют-7», но в процессе работы над сценарием линия его героя ушла, тогда не сложилось, но желание поработать вместе осталось. Мне казалось, Милош идеально подходит на роль мажора в «Холопе». Красивый парень, талантливый, смешной, с чувством чувство юмора, умный. Да, наш главный герой умом не блещет. Но, чтобы сыграть глупого человека, нужно быть умным. Хотя шутки и прописаны в сценарии, их нужно уметь произнести так, чтобы и зритель смеялся. Сначала мы предполагали, что Милош сам озвучит своего героя, даже попробовали это осуществить, но не получилось: чувствовались мелодика, акцент (Бикович по национальности серб и русский язык стал учить 5 лет назад, когда Никита Михалков пригласил его в фильм «Солнечный удар». — Прим. «Антенны»). Поэтому его переозвучивали (актер Сергей Габриэлян — младший. — Прим. «Антенны»). Милош хорошо сидит в седле, поэтому учить его кататься на лошади не пришлось, единственное, с чем возникла проблема, это с его аллергией. У него, как и у меня, она на все: на сено, лошадей, растения. Но, выпивая противоаллергенные таблетки, мы с ним справились.
Съемки, связанные в фильме с XIX веком, проходили в Псковской области в Пушкинских Горах, в так называемой кинодеревне. Ее в свое время специально выстроили для картины «Свои» Дмитрия Месхиева, позже там работали над фильмом «Гоголь», другими проектами (фильм «Батальонъ», сериалы «Василиса», «Стена», «София». — Прим. «Антенны»). Мы достроили несколько домов, включая барский, мельницу, хлев, конюшню. Интерьеры барского дома снимали в усадьбе «Тригорское», а на Савкиной Горке с видом на всю эту красоту и «Михайловское» Грише и Лизе сообщают о прибытии татаро-монголов. В массовку мы привлекали местных жителей. Для них это не только интересное времяпровождение, опыт, но и дополнительный заработок.
Были у нас и съемки в Москве. Так, для жилья психолога героя Ивана Охлобыстина использовали квартиру-мастерскую одного творческого человека в районе Таганки. Ее переделали, задекорировали, чтобы она подходила под нужные нам задачи. Свадьбу отца Гриши и Анастасии нам разрешили снимать в Зарядье только рано утром, и мы после ночной съемки поехали туда. Москва в этот момент совершенно пустая, а нам нужны были люди в кадре, пришлось привлекать массовку.
Когда работаешь над комедией, не значит, что на площадке так же весело. Мне очень редко бывает, чтобы я прям ржал. Часто шутки, которые тебя веселят на площадке, не всегда срабатывают потом, в кинотеатре, зрители, бывает, на что-то другое реагируют. Реакцию публики в этом смысле просчитать сложно.
Я хотел снять универсальную комедию, которую было бы интересно смотреть всем, от млада до велика, такой аттракцион, в котором помимо юмора была бы интересная картинка. Важно было, чтобы получилось кино для большого экрана и зритель торопился в кинотеатр, а не ждал, когда фильм выйдет на телике, но потом понимал, что не зря потратил деньги. На настоящий момент «Холоп» собрал 2 414 млрд рублей, а значит, его посмотрели 8 942 591 человек (результат на 15 января. — Прим. «Антенны»). Мы, конечно, хотели успеха. Думали, фильм выйдет на Новый год и есть шанс, что он может собрать миллиард, но о таких цифрах даже не мечтали. Мне, конечно, лестно, что фильм сравнивают с картиной «Иван Васильевич меняет профессию». И, не скрою, хотелось бы, чтобы он пережил не одни новогодние каникулы. Но нужно быть слишком самонадеянным, чтобы говорить: «Я рассчитываю стать новым Гайдаем». У меня нет таких амбиций и самовлюбленности, посмотрим, время покажет.
Дарья Грацевич, креативный продюсер, один из авторов сценария:
– Мы втроем — я, Антон Морозенко и Дмитрий Пермяков — шесть лет были креативными продюсерами сериала «Интерны». В 2011 году мы снимали в подмосковной усадьбе «Мелихово» серию, в которой герой Ивана Охлобыстина доктор Быков пишет рассказ, где все герои попадают в XIX век. Как-то в перерыве мы наблюдали за тем, как герои массовки в холщовых рубахах и лаптях обсуждают новейшую компьютерную технику, и подумали, что было бы прикольно, если бы кто-то попал в прошлое, но не по-настоящему, а если бы все оказалось подстроено. Так и родилась идея «Холопа». Сначала мы планировали сделать из этого сериал, но с ним как-то не получилось. А к идее кино мы пришли году в 2016-м. С готовым сценарием обратились в компанию Yellow, Black and White Group, они работают с Климом Шипенко и сразу нам его предложили. Тогда Клим был свободен, готовился к съемкам фильма «Текст», получилось, что «Холопа» он снял раньше, хотя картина вышла позже. Нашим пожеланием было постоянное присутствие креативных продюсеров на съемках, такое шоу-раннерство давно практикуется в работе над сериалами, почему и в кино такому не быть. Это только в плюс. Режиссер много занят техническими моментами, съемкой, и лишняя пара глаз, которая проследит за тем, чтобы не потерялись никакие смыслы, правильно были сказаны шутки, не повредит. Мы серьезно работали с Климом над сценарием, вариантов было не меньше 5–6. У него оказалось много вопросов, замечаний. Совместно доводили до такого состояния, когда все всем стало понятно. Идея татаро-монгольского нашествия в XIX веке и подвига Гриши у нас была в самых ранних сценариях. Но, например, первоначально много рассказывалось про историю подготовки проекта: как выбирают деревню, актеров, расставляют камеры. Затем пришли к выводу, что это только все затягивает, но ничего не добавляет.
Поначалу мы хотели, чтобы Охлобыстин сыграл отца Гриши, но Шипенко сразу видел в этой роли Александра Самойленко. И тогда пришла идея отдать Ивану роль психолога.
В процессе самих уже съемок случались импровизации, какие-то шутки предлагали актеры. Помню, когда впервые в фильме спрашивают про героиню Саши Бортич: «Какая еще Лиза?», Маша Миронова вставила от себя фразу «Лиза, которая теперь без трусов» (по сюжету все жители деревни ходят без нижнего белья, а героиня Бортич, взбираясь на лошадь, случайно показывает трусы. Гриша тут же заподозрил обман. Так и знакомятся будущие влюбленные. — Прим. «Антенны»). Теперь зрители всегда бурно реагируют на эту фразу, смеются.
Иван Охлобыстин, актер (психолог):
– Я попал в этот проект с легкой руки авторов «Интернов». Когда ребята писали этот сценарий, они, наверное, в голове держали меня, там все мои прибамбасы. Но вот то, что мой герой сообщает отцу Гриши, сколько дней, месяцев и лет он женат на героине Маши, это моя небольшая добавочка.
Ход с повешением (зритель впервые видит героя Охлобыстина, когда тот висит в петле. — Прим. «Антенны») придумали сценаристы, но я опытный киношник, меня таким не удивишь. Технически это делается несложно, ремни проходят между ног и под руками, все это крепится на спине, как на парашюте, спускается трос, сверху веревка, а на шее — имитация веревки. Но на парашюте летишь минут шесть и можно выдержать, а когда висишь под собственным весом пару часов, это неприятно, больно. Натер себе все, но я спортом занимаюсь и на следующий день чувствовал себя нормально.
Для того чтобы я мог палец себе отрубить в кадре, изготовили силиконовый палец, я подвернул большой, и мне наклеили искусственный. Есть очень хороший мастер такой пластики, который его прицепил к руке. Опасности во время этого процесса нет, нужно просто точно рубануть по силиконовому пальцу, а не по своему.
С Псковским краем, где проходили съемки, у меня особая история. Одно из родовых кладбищ находится в Изборске, где крепость-городище. Есть легенда, что оттуда княгиня Ольга. У нас есть традиция селиться в местной гостинице. Конечно, пока был на съемках, посетил Святогорский Успенский монастырь, где упокоен Пушкин. Гулял и у крылечка, где жил Довлатов, но там смотреть особо нечего: дом как дом. У нас также много друзей-монахов в Псково-Печерском монастыре. С большим почитанием отношусь к епископу Шевкунову. Меня могли бы пустить отслужить там службу, хотя это и не принято, но сейчас, когда снимаюсь в кино, делать это неделикатно. Только причащались там с женой и детьми. У меня есть на съемках традиция, да и другим советую — везде, где можно, таскать с собой семью. Во-первых, чем дети ближе к вам, тем лучше вас понимают. Во-вторых, когда муж по полгода в киноэкспедиции, это просто опасно, так положа руку на сердце брак разрушиться может. Длительная разлука с родными ни к чему хорошему не приводит. Да и моей семье это в кайф: они воспринимают поездку со мной как дополнительный отпуск и отдых. Они фанаты путешествий, мы на двух джипах объездили много стран. За рулем с супругой Оксаной по очереди.
Съемочный ажиотаж среди местных жителей прошел быстро: все, кто хотел с нами сфотографироваться, уложились в один день. А после появилось ощущение, что мы в этой деревне прожили всю жизнь. Что примечательно, снимали мы в декорациях, выстроенных для драмы «Батальонъ», и никто их не растащил на сувениры, не уничтожил вандализмом.
Объясняю ошеломительный успех «Холопа» тем, что его продюсеры не ленились, а нашли что-то свое. Все увлечены работой, все творцы, художники. Это новое поколение, которое что-то смыслит в искусстве кино. Ведь часто бывает, фильм для его создателей является просто способом заработать денег. Они навязывают нам сюжеты. А народ-то у нас в принципе воспитанный. Вот я сам живу в удаленном от Москвы поселке, но местные жители, может, и своеобразные, но не такие бескультурные, как их принято показывать на экране в последние годы. Академий не оканчивали, но умные, тонко чувствующие, и они точно скажут, что хорошо, а что плохо. Вот они рублем за «Холопа» и проголосовали. Поняли, что это качественно. А еще секрет популярности в том, что всякая зарвавшаяся сволочь, то есть эти современные мажоры, реально всем надоели. Они всех раздражают. Хочется, чтобы наказали этих засранцев.
А Милош Бикович, который его играл, хороший. У нас много своих смазливых актеров, а на такие роли зовут его, серба, потому что он прекрасно воспитан. Он абсолютно не выпендривается — это, я считаю, вообще главное профессиональное качество. И к простым деревенским людям относился по-человечески. У него даже райдера нет! Правильный пацан, короче говоря. Могу его сравнить с Василием Ливановым, который больше Шерлок Холмс, чем все англичане. Так и Милош так умудрился проникнуться нашей культурой, что стал больше русским человеком, чем сами русские.
Сергей Соцердотский, актер (роль Прошки):
– Я пришел на кастинг фильма, когда там был один из авторов сценария Дима Пермяков, мы с ним поговорили, попробовали сцену, и меня сразу взяли. Как-то все легко сложилось. А потом оказалось, что они год искали актера на эту роль. Для образа меня постригли под «горшок», сделали челку, желтили зубы, чтобы я выглядел более характерно. Незадолго до начала работы над фильмом мне вырвали зуб, и последствия были какие-то не очень приятные: у меня начались проблемы с вестибулярным аппаратом. Голова кружилась, земля уходила из-под ног. Хорошо, никто не замечал моего состояния во время съемки.
Воспоминания от работы в «Холопе» у меня самые замечательные: молодой режиссер, интересная команда, партнеры отличные. С Сашей Бортич мы уже снимались в сериале «Выстрел», знали друг друга, мы тогда жили в одной стороне, я в общежитии, вместе с ней ездили, много разговаривали, общались. Она еще не была так успешна, а потом стала появляться во многих фильмах, и я подумал: «О, как круто!» С Милошем мы познакомились на съемках «Холопа», я стараюсь особенно не сближаться ни с кем до начала работы. Если знаешь кого-то хорошо, легко расколоться в кадре. Но в первый съемочный день мы с ним все-таки разговорились, и, когда камера включилась, скомандовали «Мотор!», Милош посмотрел на меня и рассмеялся. И я тоже. Камера остановилась, он мне: «Сережа, это очень нехорошо, нам еще столько работать». Потом мы справились с эмоциями и позже старались не общаться перед съемкой. У Милоша была аллергия на все на свете, поэтому после работы он страшно измученный сразу шел отдыхать. Встречались мы уже за ужином.
Во время съемок мы жили в Пушкиногорье в гостинице «Арина Р». Я обошел все вокруг, объездил на велосипеде. На четвертом курсе Щуки (Театральный институт им. Щукина». — Прим. «Антенны») мы ставили спектакль «Заповедник» по Довлатову, где я играл Митрофанова. И, конечно, не упустил возможности побывать в доме Довлатова, по Пушкинским местам погулять.
Местные жители, которые снимались в массовке, были невероятно гостеприимными. Как они нас провожали, накормили, накрыли роскошный стол, дали огромную фруктовую корзину! Не на всех проектах встречаешь таких доброжелательных людей.
Когда увидел, что меня нет на афише фильма, я пошутил и смонтировал свою, где я один, ребятам понравилось. Они оценили и, когда я пришел на премьеру, повесили туда.
Пара фраз
Какой из современных российских фильмов вас впечатлил?
Агата Муцениеце, актриса:
– «Союз спасения» — и не только потому, что мой муж, Павел Прилучный, блестяще сыграл в нем одного из главных персонажей, Павла Пестеля, но и потому, что эта картина поражает всем, начиная от размаха и заканчивая тщательно продуманными туалетами героев.
Игорь Николаев, певец:
– «Алла Пугачева. Тот самый концерт» — имел честь быть приглашенным на премьеру этого уникального фильма, съемки ее юбилейного шоу в Кремле, самой Аллой Борисовной. Испытываешь ни с чем не сравнимые эмоции, когда смотришь выступление любимого исполнителя в кино.
Юлия Снигирь, актриса:
– «Вторжение» — вот это мощный блокбастер! Испытываешь гордость за страну, что наши умеют и делают не хуже, чем в Голливуде.
Владимир Хотиненко, режиссер:
– Буду оригинальным и поддержу документальный фильм моего друга и соратника Владимира Меньшова, что он выпустил к 100-летию ВГИКа. Он начал делать его еще к 50-летию, но тогда что-то не понравилось руководству. Но человек не сдался, не бросил идею и доснял полвека спустя!
Дарья Чаруша, актриса:
– «Я худею» — классная комедия, считаю ее достойным ответом британскому «Дневнику Бриджит Джонс».
Сергей Чонишвили, актер:
– «Последнее испытание» — очень сильная драма, которая лишний раз заставляет задуматься о жизни и смерти, о том, что действительно важно, а что совсем нет.