Сотрудник в одном из автосалонов
Китайский автопром в 2021 году продемонстрировал рекордный рост в России, заняв по итогам года более 7% рынка. Успеху способствовал мировой дефицит микрочипов, но российские эксперты отрасли среди причин также называют рост качества китайских автомобилей и прогнозируют, что в ближайшие годы автопром Поднебесной в РФ может догнать корейских и японских конкурентов.
Кризис микрочипов сыграл на руку
По данным Ассоциации европейского бизнеса, за 11 месяцев 2021 года автопроизводители из КНР продали в России 103 384 новых автомобиля, что в 2,1 раза больше, чем за тот же период прошлого года. Данные показатели стали рекордными для китайского автопрома в России. Максимальный результат их продаж ранее был зафиксирован в 2013 году – 100 тысяч единиц.
По мнению генерального директора аналитического агентства «Автостат» Сергея Целикова, по итогам 2021 года китайские автобренды впервые займут рекордные 7,5% автомобильного рынка России, это в 2 раза больше, чем в 2020 году.
При этом, в целом, российский автомобильный рынок показывает снижение: в ноябре этого года общие продажи снизились на 20%. Эксперты «Автостат» считают, что падение продаж произошло из-за нехватки автомобилей у дилеров в результате мирового дефицита полупроводников. В то же время у китайских брендов таких проблем практически нет. Так, по словам исполнительного директора компании «Келес Рус» Вадима Артамонова, дилеры, специализирующиеся на китайских автобрендах — одни из немногих сейчас в России, кто не столкнулся с дефицитом машин на складах.
«Китайские бренды просто не заметили кризис микрочипов, все смогли быстро решить и урегулировать, в отличие от европейских и американских автопроизводителей, у которых цена полупроводников сильно выросла из-за отсутствия предложения для российского рынка», – сказал Артамонов.
Как сообщил РИА Новости руководитель пресс-службы аналитического агентства «Автостат» Азат Тимерханов, китайским автомобильным брендам проще удается справляться с данной проблемой, так как в КНР есть собственные производители микрочипов. «Понятно, что в такой ситуации страна будет помогать своим компаниям, а не иностранным», — добавил он.
Догнать и обогнать Японию и Корею
По мнению Тимерханова, в следующем году проблема дефицита микрочипов вряд ли решится, и поэтому у китайских брендов есть неплохие возможности, чтобы и дальше увеличивать продажи и наращивать долю на российском авторынке.
По мнению Артамонова, рост продаж китайских автомобилей продолжится, даже если другим автомобильным брендам удастся решить проблему с дефицитом микрочипов. «Есть еще один фактор, который сыграл свою роль уже сейчас — китайские бренды начали работать с серьезными дилерскими сетями, а значит, стали очень эффективны как для самих брендов, так и для клиентов, ведь сервис и обслуживание у них улучшилось», — отметил он.
Также по мнению Целикова, те темпы, которые набрали китайские автобренды на российском рынке, позволят им в следующем году приблизится к планке 10% и потом двинуться дальше к 15-20%. «Я не исключаю, что в горизонте 3-5 лет доля китайских автомобилей будет сопоставима с долей корейских на нашем рынке», — сказал эксперт.
Доля китайских автобрендов растет из-за их популярности в России, так как качество поставляемой на рынок РФ китайской продукции с каждым годом улучшается. «Те автомобили, которые мы видели 3-4 года назад, и те автомобили, которые мы тестируем сейчас, это совершенно разные автомобили. Китайские бренды сделали огромный шаг вперед. На мой взгляд, они уже сопоставимы и с европейскими, и корейскими брендами. Честно, садясь за руль каких-то японских автомобилей, а потом пересаживаясь на китайские, лично свое предпочтение отдаю последним», — сообщил Целиков.
По словам генерального директора онлайн-агрегатора Autospot.ru Дмитрия Андреева, на китайские автобренды приходится 33% всех продаж онлайн-площадки, в прошлом году доля составляла лишь 20%. Увеличение интернет-продаж автомобилей из Поднебесной по итогам 10 месяцев составило 42%.
«По нашим прогнозам, продажи автомобилей из КНР на российском рынке сравняются с продажами японских и, возможно, даже превысят их и выйдут на четвертое место. Это кажется фантастикой, но учитывая дефицит, инфляцию, доходы россиян и другие рыночные факторы, вполне осуществимо», — сказал Андреев.