Икона в православном вероучении, это не просто изображение, а инструмент общения к святым и Богу. Однако сегодня чаще появляются разночтения заповеди «да не будет у тебя других богов, не делай себе кумира…» (Исх.20:2-5). Поклонение в данном случае трактуется как идолопоклонничество, так как это является нарушением данной и еще нескольких заповедей и заветов. Данный завет не имеет отношения к писанным иконам.
Икона и каноны ее появления
В Православной Церкви существует два образа, основы иконографии:
- Христа – Бога, ставшего человеком,
- Богородицы, наипервейшей среди людей, достигшей полного обожения.
И только после прохождения Боговоплощения становится возможным изображать на иконах праотцов и пророков Ветхого Завета, в качестве представителей рода человеческого, а также Сына Божьего, искупившего кровью.
В церковном придании есть момент появления первой нерукотворной иконы – Нерукотворный Спас. А первые среди них, изображавшие Богоматерь считаются созданными ап.Лукой.
Другими словами — это разрешенное изображение Иисуса, Божьей матери, праотцов и пророков.
Основы поклонения и почитания
Поклонение, по церковным канонам, возможно только в отношении к Богу, а почитание – к ангелу и святому, мощам и иным божественным реликвиям. Так Почитание к Библии – это поклонение не чернилам, нанесенным на кожи, а передаваемому с их помощью Слову Божию. Аналогично и с писаными изображениями святых. Здесь поклонение идет не к краскам, холсту и рисунку, а к образу, который написан, его силе, праведности и чистоте.
Немного истории
Первые рисунки, на которых был изображен Бог, Богоматерь и апостолы, можно встретить на фресках катакомб, которые скорее напоминают символические образы Христа, как доброго Пастыря, виноградной лозы, агнца и тому подобное. Это скорее знаки, в которых была скрыта тайна, доступная и созданная для посвященных, а не для всеобщего созерцания. В те времена такие изображения вряд ли можно было назвать искусством.
На Пято-Шестом Соборе в 692г в качестве борьбы с ересью было постановлено заменять символы прямым изображением лика Христа, Богородицы, Апостолов. Так Икона приобрела особое значение в Православном вероисповедании. Человеческое изображение Христа, со слов Германа (патриарха Константинопольского), станет (и стало) посрамлением еретиков, говоривших о том, что Бог очеловечивается лишь призрачно, а не воочию.
Достаточно обратить внимание на 8-11 века, когда происходило ожесточенное иконоборческое противостояние. Ветхий Завет (Исх. 20:2-5) запрещал поклонение изображению твари, а не Христа в человеческом обличии.
По словам Иоанна Дамаскина «мы получили от Бога способность отличать, что можно изображать, а что нельзя выразить через изображение». А верующий получил возможность самостоятельно выбрать через какой образ ему легче и теплее обратиться к божественному проведению со своею благодарностью и/или молитвой.